Средние века и раннее Возрождение — это история итальянского искусства XIII — конца XV в., которая освещает один из богатейших периодов в европейской истории искусств. Впервые со времен античности художники и скульпторы стали стремиться к преодолению плоскостных форм и достижению жизнеподобия и пластичности изображаемых фигур. Вместо условных пейзажей стали появляться вполне реалистичные виды. Эта революция в искусстве не обошла вниманием и технику фресковой живописи, предоставив художникам огромные пространства для создания повествовательных живописных циклов.

Средние века

1235, Бонавентура Берлингьери

Алтарь Св. Франциска (Сан-Франческо, Пеша)

Алтарь Св. Франциска (Сан-Франческо, Пеша)

ок. 1259, Никколо Пизано

Кафедра (Баптистерий, Пизанский собор)

Кафедра (Баптистерий, Пизанский собор)

ок. 1265, Коппо ди Марковальдо

Мадонна с младенцем (Санта-Моника деи Серви, Орвието)

Мадонна с младенцем (Санта-Моника деи Серви, Орвието)

ок. 1280, Чимабуэ

Мадонна на троне с ангелами и пророками, также известная как Мадонна Санта-Трипита (Уффици, Флоренция)

Мадонна на троне с ангелами и пророками, также известная как Мадонна Санта-Трипита (Уффици, Флоренция)

1285, Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо был главным представителем сиенской школы живописи, совмещавшей изысканность линейного ритма с лиризмом и теплотой.

Мадонна Ручеллаи (Уффици, Флоренция).

Мадонна Ручеллаи (Уффици, Флоренция).

ок. 1291, Пьетро Каваллини

Страшный суд, фрагмент (Санта-Чечилия ин Трастевере, Рим)

Страшный суд, фрагмент (Санта-Чечилия ин Трастевере, Рим)

ок. 1297, Джованни Пизано

Кафедра (Сант'Андреа, Пистойя)

Кафедра (Сант’Андреа, Пистойя)


Фреска (свежий) — техника живописи на тонком слое влажной, свеженанесенной штукатурки.

Пигменты силой поверхностного натяжения удерживаются на штукатурке, и по мере ее высыхания краска закрепляется. Эти пигменты вступают в реакцию с известью в штукатурке, результатом чего являются яркие и стойкие цвета.

Проторенессанс

ок. 1305, Джотто ди Бондоне

Джотто отошел от витиеватого византийского стиля, его работы поражают естественностью изображения и человеческими чувствами. Позднее его манеру живописи назовут флорентийским стилем.

Встреча у Золотых врат (Капелла дельи Скровеньи, Падуя)

Встреча у Золотых врат (Капелла дельи Скровеньи, Падуя)

ок. 1316-1318, Симоне Мартини

Сон св. Мартина. (Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи)

Сон св. Мартина. (Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи)

ок. 1336, Андреа Пизано

Крещение святого Иоанна Крестителя, рельеф на южных дверях (Баптистерий, Флорентийский собор)

Крещение святого Иоанна Крестителя, рельеф на южных дверях (Баптистерий, Флорентийский собор)

1339, Амброджо Лоренцетти

Плоды доброго правления («Зал Девяти», Палаццо Пубблико, Сиена)

Плоды доброго правления («Зал Девяти», Палаццо Пубблико, Сиена)

ок. 1350, Буонамико Буффальмакко

Триумф смерти (Кампосанто, Пиза)

Триумф смерти (Кампосанто, Пиза)

1357, Андреа Орканья

Христос с Мадонной и святыми (Алтарь Строцци, Санта-Мария Новелла, Флоренция)

Христос с Мадонной и святыми (Алтарь Строцци, Санта-Мария Новелла, Флоренция)

Ранее возрождение

ок. 1410, Нанни ди Банко

Скульптура четырёх святых, увенчанных коронами (Орсанмикеле, Флоренция)

Скульптура четырёх святых, увенчанных коронами (Орсанмикеле, Флоренция)

1423, Джентиле да Фабриано

Поклонение волхвов (Уффици, Флоренция)

Поклонение волхвов (Уффици, Флоренция)

ок. 1425-1452, Лоренцо Гиберти

Эти прекрасные двери знаменуют переход от готического стиля к раннему Ренессансу во Флоренции.

Райские врата, рельеф на восточных дверях (Баптистерий, Флоренция).

Райские врата, рельеф на восточных дверях (Баптистерий, Флоренция).

ок. 1425-1428, Мазаччо

Чудо со статиром (Капелла Бранкаччи, Флоренция)

Чудо со статиром (Капелла Бранкаччи, Флоренция)

ок. 1435, Донателло

Давид (Музей Барджелло, Флоренция)

Давид (Музей Барджелло, Флоренция)

ок. 1440, Фра Беато Анджелико

Благовещение (Сан-Марко, Флоренция)

Благовещение (Сан-Марко, Флоренция)

ок. 1452-1465, Пьеро делла Франческа

Сон Константина, фрагмент (Сан-Франческо, Ареццо)

Сон Константина, фрагмент (Сан-Франческо, Ареццо)

ок. 1456, Паоло Уччелло

Битва при Сан-Рамано (Уффици, Флоренция)

Битва при Сан-Рамано (Уффици, Флоренция)

ок. 1463, Пьеро делла Франческа

Воскресение (Пинакотека, Сансеполькро)

Воскресение (Пинакотека, Сансеполькро)

ок. 1465, Фра Филиппо Липпи

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Уффици, Флоренция)

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Уффици, Флоренция)

ок. 1465-1474, Андреа Мантенья

Встреча Лодовико Гонзага с кардиналам Франческо Гонзага (Палаццо Дукале. Мантуя)

Встреча Лодовико Гонзага с кардиналам Франческо Гонзага (Палаццо Дукале. Мантуя)

ок. 1470, Андреа Верроккьо

Давид (Барджелло, Флоренция)

Давид (Барджелло, Флоренция)