Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло

Известная в народе под названием Сан-Заниполо, Собор Санти-Джованни э Паоло (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo) наряду с Фрари считается самой величественной готической церковью города. Выстроенная доминиканцами в XIV в., она поражает своими грандиозными размерами и строгостью архитектуры.

Здесь покоятся останки 25 выдающихся личностей, среди которых 18 дожей Венецианской республики, из-за чего церковь называют венецианским Пантеоном. Здесь есть несколько замечательных творений семейства Ломбардо и других ведущих скульпторов.

Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло, Мадонна Делла Паче

Санти-Джованни э Паоло, Мадонна Делла Паче

Огромное здание из красного кирпича, построено в итальянском готическом стиле, является основной Доминиканской церковью Венеции, предназначенной для проповеди крупных общин. Она посвящена Иоанну и Павлу, но не библейских апостолов, а двух неизвестных мучеников ранней христианской церкви в Риме, чьи имена были зарегистрированы в 3-м веке, хотя их легенда имеет более позднюю дату.

Когда в 1246 году дож Джакопо Тьеполо увидел во сне стаю белых голубей, кружащих над болотистым местом, и услышал голос Божий: «Вот избранное место для моих проповедников», он нашел его и подарил ордену доминиканцев, недавно обосновавшемуся в Венеции. 12 ноября 1430 года церковь была торжественно освящена епископом Ченеды Антонио Коррарио, венецианским дворянином и племянником папы римского Григория XII.

Алтарь святой Екатерины Сиенской с ее стопой.

Алтарь святой Екатерины Сиенской с ее стопой.

Собор Сан-Заниполо содержит много погребальных памятников и картин, чудесную византийскую статую Мадонна Делла паче, которая находится в его собственной часовней и стопу святой Екатерины Сиенской — главную реликвию церкви.

Неф

Крестовые своды интерьера стянуты деревянными балками и опираются на каменные колонны

Санти-Джованни э Паоло, интерьер

Санти-Джованни э Паоло, интерьер

Дож Себастьяно Веньер

Бронзовая статуя — памятник дожу Себастьяно Веньер, который командовал флотом при Лепанто.

Бронзовая статуя Себастьяно Веньера

Бронзовая статуя Себастьяно Веньера

Надгробие Никколо Марчелло

Этот великолепный ренессансный памятник дожу Никколо Марчелло (ум. в 1474) создан Пьетро Ломбардо.

Надгробие Никколо Марчелло

Надгробие Никколо Марчелло

Надгробие Пьетро Мочениго

Превосходное надгробие работы Пьетро Ломбардо (1481) напоминает о военных успехах этого дожа.

Надгробие Пьетро Мочениго

Надгробие Пьетро Мочениго

Надгробие Андреа Вендрамина

Шедевр Ломбардо (1476-1478) в форме римской триумфальной арки.

Надгробие Андреа Вендрамина

Надгробие Андреа Вендрамина

Полиптих Беллини

Эта живопись (ок, 1465) изображает святого Винсента Феррера, испанского церковника, между святыми Себастьяном и Христофором.

Полиптих Беллини

Полиптих Беллини

Портал

С византийскими рельефами и резьбой работы Бартоломео Бон — одно из ранних ренессансных творений в Венеции.

Санти-Джованни э Паоло, Портал

Санти-Джованни э Паоло, Портал

Главный алтарь

В стиле барокко, начатый в 1619 г., приписывается Бальдассаре Лонгене.

Санти-Джованни э Паоло, Главный алтарь

Санти-Джованни э Паоло, Главный алтарь

Церковь Сан-Джовани э Паоло (Святого Иоанна и Павла. Готика 1246-1430) являет собой, по сути дела, официальный Пантеон Венецианской республики. В ней хоронили дожей и кондотьеров. Но не всех. А только самых именитых. Поэтому рядом с огромным зданием церкви, на площади, установлена конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони. Работа великого флорентийца Верроккио, законченная его учеником — Леопарди. Коллеони умер в своем замке Мальпага. Похоронен в Бергамо, в своей капелле.

Полиптих Дж. Беллини — одна из прекрасных работ этого коренного венецианца.

А в капелле Розарии потолочные плафоны расписали Веронезе, Тинторетто, Пальма Младший, Бассано. Как всегда, впечатляет Большой алтарь — Бальдассара Лонгена, архитектора, который даже могилы не умел делать без размаха… А вот могила сенатора Брагадина — «приемного отца» Казановы являет собой всего лишь памятную доску на стене церкви. Учитывая статус церкви — тоже неплохо… А род Брагадинов — очень древний и знатный венецианский род… Жаль, прервался, а то попроситься бы в «сыновья лейтенанта Шмидта»… В свое время Казанове это удалось. И ведь неплохо пожил…

Рядом с собором великолепное здание Скуола Гранде ди Сан Марко — Мауро Кодусси и Пьетро Ломбардо (1485-1495). Два гениальных венецианских архитектора. Особенно хорошо смотрится после пяти, при заходящем солнце, падающем под углом на фасад и резче очерчивающем изумительно декорированные стены здания…

Одно из чудес Венеции — Базилика делла Салюте (Санта-Мария делла Салюте — Бальдассара Лонгена, 1633-1653), которую венецианцы поклялись Мадонне построить, если она спасет их от чумы. Обе стороны обещание сдержали… А шедевр барокко, как огромный восклицательный знак, стоит в конце Канала Гранде, перед его выходом на просторы лагуны. Широчайшая лестница перед церковью — вообще одна из гениальных находок Лонгена, неоднократно повторенная позже в других проектах по всему миру. Так же, как улиткообразные валюты у основания мощного барабана… В убранстве церкви — «Каин и Авель» (1542), «Давид и Голиаф» (1542) кисти Тициана, а также известный на весь мир «Брак в Кане галилейской» Тинторетто (1561). Только ради одной этой живописи стоит переплыть канал: от «Сан-Марко» туда идут почти все «вапаретто» — первая остановка…

Если пройти под аркадами Новых Прокураций и дальше, в основном прямо, по лабиринту прилегающих к Сан-Марко улочек, можно подойти к церкви Сан-Мозес, посвященной ветхозаветному еврейскому пророку Моисею. Это великолепный образец венецианского барокко, построенный архитектором Алессандро Треминьоном в XVII в. на месте церквей VII и IX вв. Очень редкий алтарь в виде скульптурной почти натуральной горы Синай, где осененный «рожками» Моисей принимает из рук Господа скрижали. Что будет потом, всем известно… Там же находятся две картины: «Тайная вечеря» Пальмы Младшего и «Омовение ног» Якопо Тинторетто.

Этот удивительный, нигде более не встречаемый скульптурный алтарь, изображающий сцену получения Моисеем скрижалей с десятью христианскими заповедями, — произведение скульптора Энрико Мейринга. Стоит церковь на маленькой уютной Кампо. Рядом — пристань гондольеров, около изящного мостика через канал… Именно с этого мостика церковь и следует изучать, по крайней мере, тогда можно охватить взглядом весь великолепный, исключительно затейливый барочный ее фасад. Внутри на редкость благожелательный священнослужитель, который норовит обязательно что-нибудь интересное вам рассказать, наивно полагая, что уж итальянский-то язык все знают…

Как можно не знать?

Скуола Гранде ди Сан-Рокко (Бартоломео Бон, Санте Ломбарде, Скарпанио. Барокко 1515-1560) и церковь Сан-Рокко -одна из лучших европейских галерей. Ядром экспозиции являются гениальные росписи Якопо Тинторетто — 21 картина на потолке плюс 12 настенных холстов. И все на ветхозаветные темы. Тинторетто победил в конкурсе на роспись Скуолы в 1564 г. Картины периода 1562-1588 гг. Совершенно великолепный Тинторетто и, к счастью, не такой потемневший, как в других собраниях… Кроме него: Тициан — «Благовещение» (1525), Джованни Баттиста Тьеполо и так далее… Музей мирового класса, не возразишь…

Последнее, о чем просто нельзя не упомянуть, даже при столь кратком и беглом знакомстве, — это Галерея Академии. Создана она была декретом Сената от 24 сентября 1750 г. И вновь учреждена Наполеоном в 1807 г. Находится в здании, построенном Антонио Сельва, блестяще объединившем «Скуола делла Конфра-терни», «Монастырь латеранских каноников» Андреа Палладио и церковь Санта-Мария делла Карита.

Здесь вас ждет просто великолепное собрание — Карпаччо, Беллини, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Лоренцо Лотто, Парис Гордон, Тьеполо и др. В том числе знаменитое полотно Веронезе «Пир в доме Левия», из-за которого художник предстал перед судом инквизиции. Эта «компетентная организация» в общем-то вполне справедливо утверждала, что так много народу на ужине не присутствовало. Художник согласился, а на вопрос — почему же? — бесхитростно ответил, что оставалось так много пустого полотна, да и краски уже разведены были… Инквизиторы развели руками… Тот самый случай, когда «простота хуже воровства». А вот поди ж ты, — спасла…

В дополнение к названным — Каналетто, Франческо Гварди, Пьяццетта и Строцци — эти подлинные фотографы и хроникеры ушедшей в небытие старой Венеции. Спасибо им: благодаря этой нетленной живописи Серониссима жива… А Скуола Сан-Рокко справедливо считается, в общем-то, одной из лучших галерей Италии, дающей полное представление о ее живописи с XIV по XVIII в.