Остров торчелло был заселен в V-VI вв. и по праву может гордиться самым древним зданием в лагуне — собором Санта-Мария Ассунта. Заложенный в 639 г. н.э, он сохранил удивительную античную мозаику. Чисто византийская церковь Санта-Фоска рядом — еще один памятник былой славы Торчелло. До того как остров затмила Венеция, население его насчитывало 20000 человек.

Собор Санта-Мария Ассунта и церковь Санта-Фоска

Собор Санта-Мария Ассунта и церковь Санта-Фоска

Собор Санта Мария Ассунта
(Basilica di Santa Maria Assunta di Torcello)

Собор Санта Мария Ассунта — замечательный пример венецианско-византийской архитектуры, один из самых древних религиозных построек в Венето, содержащий самую античную мозаику в районе Венеции.

Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло

Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло

Мозаика главной аспиды, Санта Мария Ассунта

Мозаика главной аспиды, Санта Мария Ассунта

Согласно древней надписи, он был основан Исааком (экзарх Равенны) в 639 г., когда Торчелло еще конкурировал с молодыми соседними поселениями в Венеции.

Трудно сказать, как выглядела оригинальная церковь, в следствии реконструкций, но предположительно, был неф с одним проходом на каждой стороне и единственной апсидой на восточной стене собора.

Основная часть изначальной планировки церкви осталась, т.к. текущая форма сильно соответствует оригиналу, а также остались нетронутыми главная апсида и часть баптистерия — фасад нынешней церкви.

Мозаика западной стены, Санта Мария Ассунта

Мозаика западной стены, Санта Мария Ассунта

Первая, из двух основных реконструкций, произошла в 864 г. под руководством папы римского Адеодата II. Были построены две боковые апсиды с нефами, синтрон (дугообразная скамья для священнослужителей, примыкающая изнутри в восточной стене алтаря), расположенный в центральной апсиде и склеп переместили под ним.

Заключительная реконструкция проводилась при епископе Орсо Орсеоло в 1008 г, чей отец Пьетро Орсеоло II, в то время, был венецианским дожем. Орсеоло поднял неф, добавил окна на западной стене, и создал аркаду, проходящая вдоль неф с обеих сторон, отделяя его и помогая поддерживать верхний ряд окон, освещающий хоры.

Санта Мария Ассунта, интерьер

Санта Мария Ассунта, интерьер

Церковь Санта-Фоска
Chiesa di Santa Fosca

Круглое здание церкви Санта-Фоска — прекрасный пример венецианско-византийского стиля. Церковь была построена в 864 году и упоминается, как благодеяние со стороны императора Людовика I Благочестивого с базилики Сан-Дзено Маджоре (San Zeno Maggiore или San Zenone) в Вероне. Около 1000 гг., по распоряжению епископа Торчелло — Orso Orseolo, была проведена реконструкция всего комплекса собора. В 1011 г. завещательным распоряжением, церковь передается в наследство двум сестрам-монахиням — Bona и Fortunata.

Церковь Санта-Фоска, Торчелло

Церковь Санта-Фоска, Торчелло

Текущий вид церковь приобрела около XII века, в результате реконструкции для размещения святынь от мучеников Fosca и Maura, пришедших из Сабраты в Ливии. Снаружи здание окружено навесом, окружающим его с пяти сторон, который опирается на колонны в виде арок сверху с элегантными византийскими капителями.

Церковь Санта-Фоска, интерьер

Церковь Санта-Фоска, интерьер

Интерьер выполнен в виде греческого креста, с тремя апсидами отделенных тремя нефами. Церковь увенчана круглым куполом, в то время как декоративные украшения выполнены в византийском стиле.